Dreams — конструктор уровней, созданный авторами LittleBigPlanet, студией Media Molecule. С апреля 2019 года их новая игра находилась в «раннем доступе», и за это время игроки построили много уникальных миров и воссоздавали уровни из Metal Gear Solid, Dead Space, Dark Souls и P.T. Это подтверждает, что возможности Dreams почти безграничны. Единственное ограничение связано с мощностью PlayStation 4 — то есть полноценную Breath of the Wild сделать все же не выйдет, а жаль! Сергей Веденский уже наиграл в Dreams несколько десятков часов и теперь готов поделиться мнением о сюжетной кампании и самом редакторе.

Я обожаю Media Molecule. В своем недавнем материале я рассказал, как английская студия разрабатывала уникальные LittleBigPlanet и Tearaway и через какие творческие преграды прошла при создании Dreams. «Грезы» — долгострой, работа над ней началась еще в 2011 году. И когда Sony выпустила игру в «раннем доступе», у игроков наконец появилась возможность создавать свои уровни.

Разработчики сразу предоставили весь инструментарий: покупаешь Dreams и создаешь все, что хочешь. Ну, или почти. Мастерить объекты или уровни с сексуальным подтекстом нельзя, игра рассчитана для людей всех возрастов, среди них могут оказаться и дети. В рамках «раннего доступа» игрокам следовало самим изучать творческий режим — обучения там не было.

На релизе же Dreams обрела три важных нововведения: сюжетную кампанию, созданую в редакторе силами самой Media Molecule, уроки по созданию уровней и перевод на многие языки, включая русский.

В первую очередь в Dreams вам предлагают выбрать один из типов управления, в зависимости от вашего контроллера. У меня обычный черный DualShock 4, но можно использовать и два светящихся PlayStation Move. Именно с ними сотрудники Media Molecule создавали уровни на трансляциях.

После прохождения базового обучения можно выбрать чертенка — спутника, который будет сопровождать вас во время игры. Изначально чертят всего несколько, однако в будущем вы будете открывать все больше существ: один похож на милого котенка с облаком мыслей над головой, другой — вылитый понурый циклоп (а вы бы радовались одному глазу, вместо двух?). Выбираете понравившегося — и вперед к приключениям. Если что, разработчики дадут возможность поменять чертенка на другого, а вот создать своего почему-то нельзя.

То есть мы можем сотворить локацию из Death Stranding, а милого Сэма Бриджеса — нет? Ну да ладно!

С обычным геймпадом управление чертенком осуществляется с помощью гироскопа. Крутишь и вертишь контроллер, чтобы дружок выбрал нужное облако. Большинство игроков привыкли к тому, что навигация в меню осуществляется с помощью кнопок, а не гироскопа — непривычно, но про управление мы еще поговорим.

Дальше — два пути: серфить по чьим-нибудь грезам или создавать свои уровни. Первым делом я отправился изучать сюжетную кампанию «Грезы Арта» — именно ее люди ждали в течение года. Разработчики назвали ее интерактивным полнометражным музыкальным приключением. Я же воспринимаю ее демонстрационной версией того, на что способна Dreams. Вот только раскрываются в ней далеко не все возможности редактора уровней.

В центре истории Арт — музыкант, который покинул свой коллектив для построения сольной карьеры. Но, увы, у контрабасиста ничего не выходит и он впадает в депрессию, потеряв всякую надежду на светлое музыкальное будущее. Задача игрока — вернуть увереность Арта в себе и победить злых демонов, нарушающих его ментальное состояние. А заодно помочь ему воссоединиться с музыкальной группой. Игроки будут путешествовать по сюрреалистичному миру грез вместе с Артом и его игрушками из детства.

История Dreams делится на три сегмента, сплетающихся в одно повествование. История Арта выполнена в виде классического point-and-click квеста. Выбираешь с помощью чертенка подсвеченную область, и музыкант туда направляется. Хочешь подкупить собаку, чтобы получить ценный приз? Открываешь чемодан с помощью чертенка (удерживаешь кнопку и направляешь геймпад вверх), берешь оттуда печенье и отдаешь собаке, прямо как в Full Throttle.

Полученный приз можно использовать при создании уровня, точно так же, как это было реализовано в серии LittleBigPlanet.

Еще игроки встречаются с плюшевыми игрушками Фрэнсис и Фокси — уровни с ними реализованы в виде платформера с элементами beatʼem up. Прыгаешь через препятствия и сражаешься с врагами, переключаться между персонажами можно в любой момент, если они живы. Переживать за них не стоит, контрольные точки находятся на каждом шагу, а кампания достаточно простая. Фрэнсис вооружена мощным молотом и расплющивает противников с помощью одной кнопки, а Фокси…он кидается тортиками! Ну или фрисби, сложно в игре разглядеть. Не самое грозное оружие, но с врагами справляется. Зато ближе к середине прохождения герои найдут электрогитару и будут сражаться не хуже, чем Данте в Devil May Cry 3.

Последняя история связана с роботом D-BUG, она тоже выполнена в виде платформера. В отличие от плюшевых персонажей, робот безоружен, зато умеет сворачиваться как Соник и собирать белые колечки. На его уровнях врагов почти не бывает, хотя препятствий и ловушек хоть отбавляй. Сюжет и игровой процесс так и строится: на первом уровне тыкаешь туда-сюда за Арта, во втором уничтожаешь противников, игря за Фрэнсис и Фокси, а в третем вновь прыгаешь и бегаешь, но уже за D-BUG. И так по кругу.

Странный выбор жанра у последнего героя. Уровни с ним можно было выполнить в виде головоломки от первого лица или даже превратить в полноценный шутер. Но разработчики посчитали, что лучше всего сделать еще один платформер. Или еще один вариант, который разнообразил бы кампанию. Напомню, что главный герой истории — музыкант. Раз он играет на инструментах, то можно было бы выполнить хоть один уровень в духе Guitar Hero или Rock Band, но, увы, подобных мини-игр тут нет. Две трети сюжета Dreams состоят из беготни и прыжков, а на последних уровнях к ним добавляются элементы раннера и shootʼem up.

Нельзя сказать, что играть в кампанию скучно. Вовсе нет! Это интересная история, в особенности это касается сюжетной линии самого Арта — в ней каждый уровень напоминает мюзикл Disney. Игра наполнена забавными и запоминающимися персонажами. Визуальное оформление и постановка сцен выполнены на высоте. Жаль, что все быстро кончается — «Грезы Арта» проходятся приблизительно за три часа.

Проблема сюжетной кампании в том, что Media Molecule ограничилась двумя платформерами и одним квестом, хоть и подарила возможность создавать внутри Dreams все, что угодно.

Представим, что я не видел пользовательские уровни и сужу о редакторе лишь по сюжетной кампании. В таком случае я буду знать, что в игре можно создать раннер, квест и платформер. Но ведь это не все! С помощью инструментария можно сделать ураганный шутер, потрясающий «рогалик», захватывающие гонки и даже ролевую игру от первого лица с сетевым режимом до четырех человек. Только вот «обучающая» сюжетная кампания вам об этом не скажет.

Как только вы приступите к созданию собственных грез, вас обучат базовому управлению: передвижение камеры, а также копирование, удаление и перемещение объектов. За каждое выполненное задание — приятный бонус в виде приза. Управление в творческом режиме Dreams… своеобразное. К нему нужно привыкать.

Ближайший аналог — луна из LittleBigPlanet, создавать уровни на которой было удобно, из-за чего я провел сотни часов в творческом режиме. Но там вся магия заключалась в двухмерном измерении.

Вот как это реализовано в трехмерной Dreams с помощью геймпада. Сперва надо нажать на «кружок» для появления чертенка. Затем нажать «квадрат», чтобы перейти в творческий режим. Строим, строим и наконец достраиваем. Тогда нужно нажать одновременно «кружок» и L1, а затем вновь «кружок», чтобы взять обратно управление персонажем. Со временем комбинация кнопок запоминается, основная же трудность заключается в перемещении камеры, размещении объектов и так далее. Для создания скульптур нужно обладать талантом Микеланджело!

Я не исключаю, что у меня руки растут не оттуда, откуда должны. Управление — вещь субъективная. Некоторые журналисты до сих пор так и не научились играть в Doom и Cuphead, и ничего. Не исключено, что с помощью PlayStation Move создавать миры куда удобнее и быстрее. С первого анонса разработчики держали в руках именно «мувы», а не «дуалшоки». У меня нет возможности опробовать творческий режим с ними, но буду рад почитать комментарии о вашем опыте в создании уровней.

Если раньше в проектах от Media Molecule мы украшали ракету и планету, то теперь перед нами открывается личное пространство. Правда «личное» оно лишь частично, каждый игрок вправе прогуляться по нему. Считайте, что это ваша комната, олицетворяющая внутренний мир.

В личном пространстве можно построить компьютерный стол и оставить на нем тысячу немытых кружек с чаем, прямо как в реальной жизни.

Только не копируйте мою идею, это нарушение интеллектуальной собственности! Если захотите создать свой ремейк или демейк Final Fantasy VII, помните о том, что авторские права на игру принадлежат Square Enix. Media Molecule может удалить опубликованный уровень из-за нарушения прав. И не удивляйтесь, если от вашего Клауда останется лишь облако пыли.

После того, как вы украсили личное пространство, — вперед, создавайте уникальные миры. Ведь в редакторе грез глаза разбегаются: хочется везде потыкать и опробовать все подряд. Но я бы обратил внимание на мастерскую грез — очередные обучающие занятия. Ну, а что, разработчики предоставили вам бесплатные уроки, грех жаловаться! Зато потом создадите идеальную игру, в которой можно будет грабить корованы.

Занятия делятся на три типа: для новичков, средних игроков и опытных творцов. В них вы научитесь создавать собственных персонажей, анимировать куклы, настраивать камеру и так далее. Вас даже научат тому, как сделать дверь, которая скрипит! Вдруг вы захотите снять свою симфонию ужаса с Носферату?

Dreams — чудесный редактор уровней. Сюжетная кампания — всего лишь демонстрационная часть того, на что на самом деле способна игра. Весь потенциал смогут раскрыть сами игроки. Ведь с Dreams каждый способен реализовать себя в качестве дизайнера, музыканта или аниматора — все в ваших руках.