14 ноября в российский прокат выходит биографическая драма о создателях первого спорткара, выпущенного из-под крыла автомобильного гиганта Ford. Мне удалось посмотреть фильм на пресс-показе и получить не самые однозначные впечатления. В этой рецензии разбор того, что не так с будущим номинантом на премию «Оскар».

Сюжет картины «Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari) отчасти соответствует названию и строится вокруг непримиримого соперничества между именитыми производителями автомобилей. Попытка Генри Форда II приобрести компанию Ferrari оказывается провальной и подталкивает его к необходимости создать конкурентоспособный гоночный автомобиль, чтобы обойти «вечных» победителей «в красном» и выиграть 24-часовую гонку Ле-Мана. В процесс создания скоростного автомобиля под маркой Ford включается бывший гонщик Кэррол Шелби (Мэтт Деймон) и автомобильный механик, одержимый гонками, Кен Майлз (Кристиан Бэйл). Совместными усилиями им удается создать уникальный Ford GT40 и блестяще выступить в Ле-Мане, навсегда оставив след в мировой истории автоспорта.

«Ford против Ferrari» соединяет в себе истории жизней сразу нескольких реальных людей, скрупулезно воспроизводя их важнейшие профессиональные этапы. И если безрезультатные амбиции Генри Форда II поглотить компанию Ferrari дают лишь толчок для начала истории, то конструкторский гений Шелби и яростная любовь Майлза к гонкам раскрываются в фильме полноценно. Героев Деймона и Бэйла сложно назвать друзьями или хотя бы приятелями, однако именно их объединяющая страсть к автоспорту позволила создать высококлассную команду, за которой интересно наблюдать, но только на самих гонках.

Фильм оживает лишь с двигателями автомобилей участников, а подавляющая его часть, наполненная жизнью «обыденной», скорее утомляет из-за отсутствия сюжетно-важных деталей.

Еще о фильме с Бэйлом и Деймоном:

По большому счету, события вне трека полнятся обсуждениями героев о «прописных» истинах, завязанных на жизни, судьбе, целях и т. д. Драма обнаруживается лишь на гонках и там же остается в течение всего фильма, пока вся остальная «внегоночная» действительность воссоздается авторами в качестве фона, что призван разбавить спортивную составляющую. Даже семейные проблемы героя Бэйла рассыпаются в ничто через пару минут после появления: домочадцы здесь служат в качестве той идеализированной поддержки, которая возможна лишь в кино. А что еще нужно спортивному байопику? Не ударяться ведь в жизненные перипетии, когда основа фильма — это действия на гоночном треке. Проблема лишь в том, что самих гонок здесь на порядок меньше, чем этой «жизни для фона».

«Ford против Ferrari» идет недопустимо долго (два с половиной часа) и нисколько не оправдывает свой хронометраж. Убери из картины тридцать, а то и сорок минут, и фильм ничего не потеряет. Легендарный момент, вошедший в историю мирового автоспорта, происходит (как не сложно догадаться) в самом конце.

И если в прошлогодней «Богемской рапсодии» история заканчивается на высокой ноте, то «Ford против Ferrari» умудряется поставить отличную и эмоциональную точку, но следом портит ее непонятно зачем вставленным сюжетным поворотом и излишним эпилогом к нему.

Подобная сценарная «затравка» изрядно портит сложившееся впечатление, а новый эмоциональный посыл уже не воспринимается должным образом.

Безусловно, актерская работа в фильме на высоте. Кристиан Бэйл, в принципе не способный делать свою работу плохо, с ролью Кена Майлза, очевидно, рвется в оскароносные номинанты. С не меньшим энтузиазмом в картине выложился и Мэтт Деймон, но на фоне вновь похудевшего до невероятных размеров Бэйла актер больше пропадал в тени. К тому же, герой Деймона, несмотря на всю свою гениальность, вышел чересчур простым и не столь интересным. Физиологическая, а вместе с тем и психологическая травма, полученная во время одной из гонок, где он выступал в качестве пилота спорткара, заявляется на первых минутах и толком больше не упоминается, словно у персонажа насморк прошел. Обусловили невозможность героя Бэйла участвовать в гонках — хорошо. Но больше ничего из того, что делает персонажа более похожим на настоящего человека, у него и не было.

Биографический фильм о судьбах известных гонщиков выходит каким-то уж слишком ровным, правильным и сделанным будто бы по шаблону. И если Шелби и Майлз были готовы рисковать и экспериментировать, чтобы создать скоростной гоночный автомобиль и уделать конкурентов, то создатели «Ford против Ferrari» следовали отработанным сотни раз до этого инструкциям, рассказывая реальную историю, но не делая ее всецело захватывающей. Важной остается лишь сама задумка: показать события, которые не столь хорошо известны массовому зрителю. Однако на деле картина завлекает не столь сильно, чтобы попасть в список зрительских фаворитов, к которым захочется возвращаться снова и снова. «Окей, теперь я знаю о Шелби, Майлзе и попытке внука Генри Форда купить Ferrari со всеми потрохами» — это фильм-информация, а не фильм-человеческая история.

Неугасающей интерес был только во время зрелищных и напряженных заездов, когда каждая мелочь, что способна вырвать из рук героев победу, заставляет зрителя переживать и искренне болеть происходящим. Вздувшиеся венки на лице Кристиана Бэйла, крутые повороты на гоночных трассах, визг шин — увиденное и правда захватывает, особенно в формате IMAX.

Простая спортивная философия: «Сама гонка всегда будет важнее победы» работает и с фильмом «Ford против Ferrari». Гонка оказалась важнее и всех остальных аспектов в фильме.

    А еще ибрагим Аль Сабахи недавно рассказывал, какой получилась «Эпидемия» от PREMIER. Эдуард Голубев хвалит новый фильм Райана Джонсона — «Достать ножи».