28 ноября в российский прокат выходит новый фильма Райана Джонсона — режиссера и сценариста «Петли времени» и восьмого эпизода «Звездных войн» — с острым названием «Достать ножи» (Knives Out). Кинокритик Эдуард Голубев картину уже посмотрел и рассказывает, почему пропускать ее ни в коем случае нельзя.

Большая семья собирается в особняке, чтобы поздравить своего патриарха — известного (и невероятно богатого) писателя детективных романов — с днем рождения. Вскоре оказывается, что праздника не будет. Всему виной нож в горле именинника.

За расследование берется полиция, но один из родственников анонимно нанимает частного детектива. Тот быстро начинает подозревать всех: от старшего сына, который управлял компанией покойного, до внучки, заинтересованной в наследстве.

Может показаться, что подобный сюжет — очередная вариация на книги Агаты Кристи. Но снял и написал «Достать ножи» Райан Джонсон. А этого постановщика хлебом не корми, дай только перевернуть жанр с ног на голову.

Нуар в школьных декорациях «Кирпич», легендарная серия с мухой из «Во все тяжкие», и восьмой эпизод «Звездных войн», который вертел канон на световом мече так, что истерика у некоторых фанатов не утихает до сих пор. Поэтому новый фильм строго не рекомендуется тем, кто ждет от него чистокровного детектива. В конечном счете «Достать ножи» — просто пародия.

Шутит Джонсон на актуальную для Запада тему миграции и Трампа — самый неприятный персонаж фильма, естественно, сторонник нынешнего президента США. «Достать ножи» очень зло проходится по современности. Под раздачу попали и соцсети (дочь покойного — Instagram-гуру и регулярно постит туда философские цитаты), и экоактивизм (один из персонажей буквально мастурбирует на видео с освобождением животных), и поп-культура. И это лишь малая часть всех колкостей.

Не забывает Райан и о самоиронии. Покойный писатель не хотел экранизировать свои романы, потому что все детективные фильмы — дерьмо. При этом все персонажи с увлечением смотрят и обсуждают сериал о мисс Марпл, а финал намеренно копирует одну известную картину жанра.

Обидно лишь, что в этот раз Джонсон забил на интересные визуальные решения. Даже в провальной «Петле времени» у него была своя эстетика. А «Последние джедаи» подарили нам гомерически смешную сцену с утюгом и эпичный момент с крейсером-камикадзе. В отличие от этих фильмов, «Достать ножи» не блещет визуалом. Моментами там интересная игра с цветом, но в целом все стандартно.

Разыгрывают все шутки и гэги видные звезды Голливуда: Дэниэл Крэйг с невероятным южным американским акцентом, Джейми Ли Кертис, Крис Эванс, Ана де Армас, Дон Джонсон, Тони Коллетт, Майкл Шеннон, Кристофер Пламмер и многие другие, менее известные, но узнаваемые люди. Все два часа хронометража они только и делают, что орут друг на друга, перекрестно подозревают в самом страшном, строят козни и безостановочно врут сыщику, который сам клинический идиот.

Ни одной выдающейся актерской работы тут нет, зато видно какой кайф получают артисты от работы. Особенно это касается Крэйга и Эванса, которые явно устали от своих супергеройских амплуа. Режиссер в курсе, поэтому первому достался трехминутный монолог о дырках от пончиков (двойные нули, вы понимаете?), а бывший капитан Америка — символ спокойствия и непоколебимости — теперь изображает эксцентрика и хапугу.

При этом следить за расследованием крайне интересно. Зрителю порционно скармливают твист за твистом. Например, о произошедшем с убитым становится известно уже через час. Фильм также не стесняется смешивать жанры, а разгадка становится очевидной ровно в тот самый момент, когда о происходящем сможет догадаться даже ребенок.

Больше про фильм без спойлеров рассказать нечего. Но это невероятно смешное кино, которое существует без апломба на вечность и претензий на громкие награды. Одна из лучших комедий года.