Одна из основных проблем выживания в любом постапокалиптическом мире, особенно в таком, какой показан в RAGE 2, — это ресурсы. Выжившие ведут за них отчаянную борьбу, постоянно ищут альтернативы. К ресурсам относится и бензин, заставляющий работать двигатели автомобилей, которые повышают мобильность и шансы на выживание. Но есть одна проблема: бензин и солярка в постапокалиптическом мире — ресурсы невосполнимые, и рано или поздно закончатся. Между тем человечество потратило немало времени, чтобы придумать механизмы, которые работали бы не только на бензине, но и на том, что найти гораздо проще.

Материал подготовлен при поддержке сайта Motor1.com

Вода

Точнее, водяной пар. Думаете, паровые двигатели придумали идеологи стимпанка? Ничего подобного. Первые опыты с паровыми двигателями европейские инженеры ставили еще во второй половине XVII века. Еще примерно через столетие паровые машины побежали по дорогам Англии, Франции и России, а паровой двигатель начали применять в промышленности. Дошло до того, что на начало XX века примерно половина всех самоходных экипажей в США имела паровой ход. Уже тогда некоторые паровики могли разгоняться до 200 км/ч, что и по нынешним меркам весьма серьезный показатель.

Очевидное преимущество парового двигателя, помимо простоты конструкции, — его всеядность: для запуска мотора нужны вода и что-нибудь горючее. До сих пор в некоторых уголках нашей страны можно услышать легенды о стратегических запасах паровозов, сделанных властями на случай того самого апокалипсиса. Якобы орды железных монстров, отслуживших свое, не распиливаются на металлолом, а бережно хранятся «на запасном пути» с тем, чтобы однажды, после исчезновения мазута и солярки, вернуть себе звание транспортных королей…

Стоит отметить, что вода используется порой и в современных бензиновых моторах. Например, BMW оснащает некоторые высокофорсированные двигатели системой впрыска воды во впускной коллектор. Считается, что мельчайшие капельки воды помогают топливу сгорать, а заодно и понижают температуру в коллекторе, позволяя «напихать» в камеру сгорания чуть-чуть побольше воздуха.

Машина на паровом ходу

Машина на паровом ходу

Дрова

Нет, мы сейчас не о емелиной печке из сказки и не о вышеупомянутых паровых двигателях, (которые, к слову, на дровах работали относительно недолго: уголь в этом смысле куда предпочтительнее). Мы о так называемых газогенераторных двигателях, основанных на процессе перехода твердого топлива в газ — а в качестве этого самого «твердого топлива» как раз и используются дрова.

Газогенераторные силовые установки действительно оставили свой след в истории современного транспорта: например, в СССР в первой половине прошлого века такими двигателями массово оснащались не только грузовики, но и тракторы, и даже танки. Построили и работающий в прямом смысле на дровах экспериментальный легковой седан. Правда, чересчур большой вес самой газогенераторной установки (и того «топлива», которое приходилось брать с собой) свел на нет возможность ее практического применения в мирных условиях.

Впрочем, это обстоятельство не смутило однажды Сергея Лукьяненко: в его литературной вселенной Пограничья газогенераторные двигатели успешно работали даже на самолетах.

Грузовик на газогенераторной силовой установке

Грузовик на газогенераторной силовой установке

Растительное масло

Изобретатель дизельного двигателя Рудольф Дизель, человек сложной и странной судьбы, заправлял свои первые образцы именно растительным маслом, предпочитая, по слухам, рапсовое. Впоследствии в двигателях с воспламенением от сжатия (именно это считается основным отличием дизеля от бензинового мотора) начали применять продукты нефтеперегонки — ту самую солярку, но сейчас благодаря активности экологов наметился обратный процесс. Так называемое биотопливо, которое должно в перспективе заменить солярку и именно поэтому весьма активно пропагандируется, делают из чего угодно — от растительного масла до водорослей, отходов пищепрома и остатков переработки целлюлозы.

Поговаривают, что относительно безболезненно растительное масло можно заливать и в баки современных дизельных машин. Но, если на постапокалиптических пустошах вдруг появится возможность выбирать, для подобных экспериментов лучше использовать пожилые атмосферные моторы с минимумом электроники.

Спирт

Заправлять автомобили питьевым спиртом — то есть этанолом — предлагал еще великий Генри Форд в конце XIX века. С переменным успехом спирт использовался в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания на протяжении всего прошлого столетия, а сейчас достаточно широко распространено так называемое «топливо Е85» — смесь этанола и обычного бензина.

Возможность работы как на стандартном бензине, так и на Е85 закладывают в конструкцию своих моторов даже многие разработчики суперкаров. Например, самый свежий из семейства суперкаров Koenigsegg по имени Jesko оснащен мотором, который на бензине развивает «всего» 1 280 л. с., а вот на биоэтаноле — уже 1 600!

И этим развлекаются не только создатели мощных и быстрых машин: даже у семейного Toyota Prius появилась недавно модификация, способная ездить на продуктах перегонки сахарного тростника. А на знаменитом озере Бонневиль прошлой осенью пожилой байк Yamaha XS650, заправленный спиртом, установил рекорд скорости — целых 180 км/ч! Автор рекорда по странному совпадению оказался еще и владельцем небольшого ликеро-водочного заводика.

Что касается возможности перевода на спирт обычного двигателя, то принято считать, что бензин в экстремальных условиях можно разводить этанолом в пропорции примерно 3:1.

Yamaha XS650, заправленный спиртом

Yamaha XS650, заправленный спиртом

Больше по теме «Авто»