Четвертая (если не считать улетевшую в космос Roadster) модель Tesla, которую представили 15 марта, вполне может оказаться для компании спасением и большим успехом. И вот почему.

Материал подготовлен при поддержке сайта Motor1.com

Выходец из ЮАР Илон Рив Маск — пожалуй, главный (если не единственный) фрик современного автопрома. Он действительно горазд на разнокалиберные шутки и весьма похож на киношного Тони Старка по всем пунктам известного списка, за исключением, наверное, строчки «плейбой». Даже в названии последней модели Tesla — небольшого электрокроссовера Model Y — Маск умудрился спрятать очередную пасхалку, хотя кто будет последним смеяться над очередным электрическим гэгом знаменитого изобретателя, покажет лишь время.

Tesla Model Y должна стать очередной «новой надеждой» калифорнийской компании. В Tesla считают, что реализовать идею с доступным электромобилем для всех слоев населения пусть не сразу, но удалось: объемы производства седана Model 3 все же вышли на ранее обещанный уровень. Правда, попутно компании пришлось продираться сквозь череду финансовых неурядиц (возможно, проект Model 3 оказался чересчур амбициозным), а выпуск Model Y на этом фоне напоминает судорожный бег за уходящим поездом.

Любая премьера «Теслы» провоцирует медийный шум, и Model Y — не исключение. Незадолго до официальной премьеры кроссовера специальным прогнозом разразилось даже авторитетное консалтинговое агентство JD Power, которое попыталось предугадать вероятные цены на новинку и ее рыночный потенциал. Скажем сразу, с ценами аналитики агентства угодили, что называется, пальцем в небо, а вот продажи электромобилю пообещали хорошие — во многом основываясь на неослабевающей популярности кроссоверов и современной тяге цивилизованного мира ко всему «зеленому». Правда, для того, чтобы прогнозы оправдались, «Тесле» и Маску придется как можно оперативней наладить сборку Model Y в количестве, удовлетворяющем запросы аудитории. То есть, сделать то, чего не удалось вовремя осуществить в рамках проекта Model 3. И сделать это предстоит в условиях тотальной загруженности конвейера.

Таким образом, основная задача электрокроссовера — как можно дальше утащить компанию от границ финансовой ямы, в которую Tesla то и дело пытается сорваться. Может получиться — на то есть причины. К примеру, серьезная унификация с Model 3, что заметно удешевляет производство. То, что сейчас называют «компактным электрокроссовером», представляет собой, по сути, растянутую по вертикали версию «тройки» с сопоставимым дизайном кузова и идентичной архитектурой интерьера (да-да, 15-дюймовый монитор тоже сюда переехал).

Однако, Model Y будет гораздо вместительней. Приподнятая линия крыши позволила имплантировать в невеликий салон сразу три ряда сидений (правда, за два дополнительных креслица Tesla попросит доплату), а в багажник можно будет утрамбовать более 1 800 л поклажи (меньше, чем у старшей модели Model X, но ненамного). При этом и «тележка», и силовая структура кузова в целом позаимствованы у Model 3 — это, к слову, лишило новинку дверей в эффектном стиле «крылья сокола», которыми так гордится Model X.

Технические характеристики силовых установок Илон Маск собирается отгружать в прессу строго дозированно. Сейчас Tesla похвалилась лишь динамикой и запасом хода каждой из четырех запланированных к производству модификаций Model Y, и, в общем-то, никакого сюрприза этим не преподнесла: все электрические достижения новинки укладываются в рамки ожидаемого.

Базовая заднеприводная модификация под названием Standard Range на одной зарядке проедет 370 км, а набрать 60 миль в час сможет за 5,9 с — это вполне сопоставимо с показателями Volkswagen Golf GTI или Ford Focus ST. При этом стоить самая доступная Tesla Model Y будет всего 39 000 долларов, то есть на 4 тысячи дороже самой дешевой Model 3.

Топ-версия под названием Performance разгонится до 60 миль в час за вполне суперкаровские 3,5 секунды, проедет без подзарядки 450 км и при этом еще будет с полным приводом — по одному электромотору на каждую ось. За такой кроссовер Tesla попросит 60 000 долларов. А между базовой и топовой располагаются еще две модификации, задне- и полноприводная, с запасом хода в 480 и 450 км, разгоном до референсной отметки в 5,5 и 4,8 секунды и ценой в 47 и 51 тысячу долларов.

«Миллиардер и филантроп» Илон Маск в очередной раз выступил с привлекательным предложением, так как, скажем, европейская альтернатива, Jaguar I-Pace, стоит в США почти 70 тысяч долларов, а запасом хода располагает заметно меньшим, чем самый дорогой Model Y. Осталось только наладить производство и начать продажи, а вот с этим как раз у Tesla могут обнаружиться проблемы.

Самым вероятным вариантом размещения сборки Tesla Model Y сейчас выглядит Китай, где компания в спешном порядке достраивает свой второй завод. Мощностей американского предприятия для массового выпуска новинки может просто не хватить. Именно поэтому прогнозы по запуску продаж Tesla делает максимально осторожные: товарные Model Y появятся на рынке в лучшем случае во второй половине следующего года, причем продажи стартуют с самых дорогих модификаций, а выход самой доступной отложен аж на 2021 год. Впрочем, Model 3 выходила по точно такой же системе и уже в ближайшие месяцы доберется до Европы, где ее ждут с нетерпением — а следом и Model Y.

Что до пасхалок, которыми Tesla радует покупателей практически с каждой моделью, то первая, связанная с Model Y, буквально лежит на поверхности. Чтобы ее найти, не надо было даже дожидаться премьеры электрокара: достаточно просто составить в ряд литеры, обозначающие модельный ряд Tesla, — сначала легковые модели, потом кроссоверы. И получить S3XY.

Больше по теме